понедельник, 25 июня 2018 г.

Пять любимых вещей моего детства (4. Платья)

Пять любимых вещей моего детства
4. Платья


     Я всегда была очень чувствительна к различным сочетаниям цветов. Наверное, поэтому с приходом весны я так рвалась за город чтобы охватить жадным взглядом степное разнотравье и ярко-зеленеющие пшеничные поля. И наверное, поэтому я так радовалась, когда моя тетя приносила мне с работы пестрый комок разноцветных лоскутков. Тетя работала фрезеровщицей на машино-строительном заводе, где ей приходилось часами выстаивать у гудящего станка, обтачивая детали для будущих машин. Это была тяжелая мужская работа, зато она и оплачивалась лучше других. Обрезками ткани рабочие обычно вытирали руки от смазки и, как только они получали новую партию, тетя усердно рылась в большой разноцветной куче, отбирая для меня самые красивые и яркие кусочки. Помню с каким удовольствием я перебирала потом эти лоскутки, решая из чего же я сошью платья для своих кукол.

     Платья — вот это и есть то самое слово. Каждая девочка, начинающая осознавать свой пол, обожала их. А идеалом женственности была юная красавица принцесса в чудесном платье с длинной широкой юбкой с оборками, с локонами мягко спадающими на плечи и маленькой золотой короной на голове. С каким упоением я рисовала этих принцесс, одну за другой, сидя на корточках на проезжей части дороги с кусочком мела, зажатым в руке! Вообщем-то я не очень рисковала. Мы жили на краю города, и машины по нашим дорогам проносились нечасто. Время от времени я все же вскидывалась, чтобы успеть отскочить, если наш поселковый автобус или заблудший автомобиль вынырнут из-за поворота.

     Рисовала я довольно хорошо, и подружки наперебой просили меня нарисовать для них бумажных кукол в купальных костюмах. Аккуратно вырезать такую красавицу из альбомного листа было не так уж просто. Зато как увлеченно мы потом рисовали для них одежду. В отличие от магазинных кукол у наших бумажных девушек были двойные платья. Но это имело и свои минусы — от многочисленных примерок у несчастных красавиц в конце концов отрывалась голова. Все же я нашла выход и начала укреплять их шеи полоской плотной бумаги. Но, конечно, настоящие платья будоражили нас намного сильнее бумажных. В какое ревнивое возбуждение мы все приходили, когда одна из нас появлялась в новом красивом платье! Обычно мы довольно сдержанно его хвалили и потом старались изо всех сил чтобы подружка не заметила наших завистливых взглядов, бросаемых исподтишка.

     Наши магазины в то время были забиты одеждой отвратительного качества. Так что неудивительно, что многие наши женщины сами шили себе платья или заказывали их у знакомых портних. Обращаться в государственные ателье без знакомства не стоило, т. к. результат мог оказаться еще хуже, чем если бы ты купила свой убогий наряд в магазине. Моя мама тоже предпочитала сама шить наши платья, но у нее никогда не хватало терпения, а может быть и времени, чтобы сделать свою работу аккуратно. Те же огрехи, что обнаруживались во время примерки, она обычно отказывалась исправлять. А может быть это было не в ее силах, кто знает? Все же я помню несколько маминых нарядов, которые были почти безупречны. Моим любимым было голубое ситцевое платье в белый горошек разного размера. Как весело я кружилась, выйдя в нем на улицу в первый раз, демонстрируя восхищенным подружкам юбку-клеш. С энтузиазмом они начали вертеться влед за мной, и у нас тут же пошла оживленная дискуссия о том, какую форму принимают наши юбки при вращении.
     Именно с маминым шитьем у меня связано еше одно болезненное воспоминание. Как-то зимой она сшила мне летнее платье из белого, слегка поблескивающего штапеля. Погода была холодная, конечно, и после примерки она сразу же его спрятала. Но я умоляла ее позволить мне надеть это платье снова, чтобы походить в нем немного из комнаты в комнату. Мама потребовала, чтобы я отстала немедленно, иначе она уничтожит мое новое платье. Конечно же, я ей не поверила. История с выброшенным мороженым похоже ничему меня не научила, и это привело меня к неизбежному концу: в порыве гнева мама схватила ножницы и изрезала мое чудесное новое платье на мелкие кусочки. Слава Богу, я почти не помню своих ощущений после этого — осталось только смутное воспоминание оцепенения и неверия, что кто-то может так поступить.

     После таких столкновений мне не кажется странным, что в раннем детстве я любила свою тетю больше, чем маму. Но время шло - я, наконец, пошла в школу и увлеклась чтением. Моя тетя была очень доброй и любящей, но неожиданно для себя я открыла, что ее совершенно не интересовали звезды, Луна и другие планеты. Более того, она верила, что все звезды были планетами и светились потому, что отражали солнечный свет. Напрасно я пыталась ей доказать, что большинство звезд — это такие же огненные шары как наше Солнце. Когда я спрашивала: «Как же Солнце может освещать все эти звезды, если они так далеко?», тетя, переходя на украинский, упрямо твердила: «А воно всюди вспіває». Я была ужасно разочарована: и в ней, и в моей способности что-либо кому-нибудь объяснить.

     Моя мама, в отличие от тети, могла понять такие вещи и слушала мои рассказы очень внимательно. Каждый день, возвращаясь из школы, я усаживалась рядом с ней и, пока она готовила обед на нашем стареньком закопченном керогазе, в течение часа или двух рассказывала ей как прошли уроки, а также о Солнце, планетах, далеких звездах и других захватывающих вещах, о которых я узнала из книг. Мама слушала меня с неослабевающим интересом, периодически вставляя остроумные замечания. Мы, действительно, стали очень близки в то время, понимая друг друга, казалось с полуслова. И это ей я рассказывала по секрету о мальчике, в которого была влюблена. Наши отношения испортились снова, и на этот раз безвозвратно, только когда я встретила своего будущего мужа. Мама так и не смогла простить мне моего замужества. Но это была уже другая история, из другой взрослой жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий