воскресенье, 28 марта 2021 г.

Стихи из старой тетради (часть 2)

 

Стихи из старой тетради

(часть 2)



       В общем-то я не могу сказать, что все было так уж плохо в университете - было много смеха и веселья, совместные походы в кино и песни под гитару в колхозе, куда нас посылали на уборку урожая. И была спецгруппа по художественной гимнастике, где я с таким удовольствием прыгала с мячом или лентой, разглядывая себя в больших зеркалах на стене. Там я была одной из лучших, хотя гимнастикой до этого занималась только у себя дома во дворе. Жаль, что того же нельзя было сказать о моих успехах в физике и высшей математике.

       Но как бы там ни было, а самым любимым был, конечно, День физики или ДФ, как мы его называли. Только подумать, в течение двух дней - никаких занятий и все коридоры увешаны забавными карикатурами, некоторые из которых я сама рисовала. Помню с каким рвением мы кидались занимать места в актовом зале где проводился КВН, в котором участвовали не только наши ребята, но и гости из Москвы или Еревана. На следующий день гвоздем программы была прессконференция преподавателей. Записки с каверзными вопросами передавались прямо из зала. Ну, и смеялись же мы, слушая как приходилось выкручиваться нашим доцентам и профессорам.

     Во время подготовки к ДФ я и пересеклась в первый раз со своим будущим мужем. Мы с ним рисовали плакаты на кусках ватмана, расстеленных прямо на полу в коридоре. Резинка у нас была одна на двоих, так что мы ее то и дело передавали друг другу, практически не переговариваясь и целиком сосредоточившись на своей работе. А потом и вовсе разошлись в разные стороны, даже не взглянув друг на друга. Кто бы мог предсказать тогда, что впереди нас ожидают 20 лет нестабильных и часто мучительных отношений, которые закончатся не менее мучительным разрывом. А плакат у меня тогда получился удачным. На нем был изображен памятник с крыльями, улетающий вместе с постаментом. Видно надоело бедняге стоять на одном месте. И хотя я только скопировала эту карикатуру, а все-таки мне было приятно видеть как у моего плаката останавливаются и смеются. Все же хоть в чем-то я добилась успеха.

       Потом как-то незаметно вся эта студенческая вольница сошла на нет. Думаю где-то наверху решили прикрутить гайки. Я была рада, конечно, когда запретили курить в коридорах. Но они не остановились на этом. Потом они убрали скамейки перед главным корпусом, где студенты обычно собирались веселыми стайками, возбужденно обсуждая свои проблемы. А дальше еще хуже: День физики свели к одному дню и перенесли на выходные, чтобы ни-ни — никакой тебе отмены занятий. И это уже было совсем не то. Гости из других городов почему-то перестали приезжать, хотя возможно их просто стало меньше, и поэтому они больше не участвовали в нашем КВН. Ну, а я не ощущала былого задора еще и потому, что стала старше. Просто смешно теперь вспоминать какой старой я себя вдруг почувствовала в свои 22 года. Тогда-то и родилось пронзительное четверостишие «5-му курсу»:

О наших трудов и мучений венец!

Не зря нас терзает кручина.

Ты нашей учебы унылый конец

И юности нашей кончина.

       Действительно, очень грустно. К тому же 5-й курс был первым годом моего замужества и мучительным становлением наших семейных отношений. Почему я всегда убегала и пряталась от своих ухажеров, а тут вдруг спасовала? Думаю, что одной из главных причин (кроме физического магнетизма, конечно) было то, что преподаватели говорили, что у этого парня светлая голова. Физика, опять эта чертова физика, которая мне самой была не по зубам!

       В то время мальчики не торопились жениться, даже если это было в их интересах. Это и привело к тому, под нажимом моих родителей мне пришлось переступить через свою гордость и потребовать штампик в паспорте. Вот и вышло, что всю оставшуюся совместную жизнь я не могла простить моему мужу, что он «не хотел жениться», а он — мне, что я «заставила его это сделать». И это было особенно глупо, так как ему нужно было жениться на одесситке, чтобы получить прописку и поступить в очную аспирантуру. Думаю ему об этом часто напоминали, и это только усиливало его отвращение к женитьбе.

       Так что весь 4-й курс прошел у нас в баталиях, когда он делал вид, что не понимает почему родители устраивают мне «вырванные годы», а я не заговаривала о женитьбе потому, что была воспитана на русской литературе, и там очень убедительно было показано, что любящий мужчина всегда добивается руки и сердца своей дамы, часто со слезами на глазах. А тут плакать приходилось в основном мне.

       Понятно, что Светка не одобряла таких отношений, когда я то плачу, а то отправляюсь бродить со своим любимым по окутанным туманом одесским улицам. И это когда надо готовиться к экзаменам! Накануне нашей свадьбы подруге приснился нехороший сон: я была вся в белом, а она все бегала за мной и отговаривала от этого неразумного шага. Хотя никакого белого платья у меня и не было, всего лишь коротенькое платьице в светлых тонах и белые босоножки. Да, и торжеств тоже не было — просто заказали стол на 12 мест в лучшем ресторане города. Еда была отличная, мы много смеялись и кричали друг другу «горько!», потому что за столом сидели только парочки. Настоящая студенческая свадьба. Уходя, мы стащили два бокала и разбили их «на счастье», сбросив с ажурного мостика, что был неподалеку от высоченного Тещиного моста. Но у меня от этой веселой пирушки остался неуловимый привкус горечи, как будто мы с моим мужем так и не получили друг от друга того, чего мы оба ожидали.

       «Не знаю как там у вас сложится, но с ним ты точно не соскучишься», - сказала мне моя однокурсница Рая. И, действительно, не это ли поддерживало наш брак еще 18 лет, когда короткие промежутки идиллии непредсказуемо сменялись долгими периодами отчуждения и депрессии? И не это ли я всегда искала в жизни — непредсказуемость и новизну ощущений? Так что чего уж теперь жаловаться.

Я к перемене настроений

Твоих привыкнуть не могу.

Она внезапно наступает,

Как я ее ни стерегу.

       Так начиналось одно из моих стихотворений, посвященных мужу. Если судить по тому, как лихо я здесь закрутила строки, то это не совсем стихотворение. Но если по сути, то так оно всегда и было у нас. Как я ни следила за переменами настроений моего мужа, а его внезапная и необъяснимая угрюмость всегда заставала меня врасплох и надолго выбивала почву у меня из-под ног. Прошло немало лет прежде чем я научилась не поддаваться этим эмоциональным перепадам и не впадать из-за них в глубокое уныние.

       Когда же наступала наша светлая полоса, то каждый раз мне казалось, что, наконец-то, мы достигли долгожданной гармонии, и по-другому у нас уже не будет. В это так просто было верить, когда, усадив наших малышей на багажники велосипедов, мы устремлялись в поля или к лиману навстречу весне и солнцу. Или когда, взвалив рюкзаки на плечи, топали босиком вдоль морского побережья. И как легко рождалась хрупкая иллюзия полного взаимопонимания, когда муж самозабвенно бренчал на гитаре у нас на кухне, пока я вертелась у плиты. Помню как он то и дело бросал на меня быстрый взгляд, ожидая одобрения после особенно сложного гитарного перебора. Разве не казалось тогда, что мы понимаем друг друга без слов?

Когда твоя гитара нежно плачет

И фонарей струится лунный свет,

Мне кажется, что звуки тихо скачут

По нотам навсегда ушедших лет.

       Я написала эти строки через три месяца после нашей студенческой свадьбы. «Still my guitar gently weeps...» стоит у меня эпиграфом к этому четверостишию. Это была одна из моих любимых песен у «Битлз», но обращалась я не к Полу Маккартни, а к моему мужу, большому его поклоннику. Муж уже тогда неплохо владел английским и часто исполнял нам песни «Битлз» по вечерам, перемежая их песнями русских бардов. Если такой концерт совпадал с отключением света, то было как-то по-особому уютно сидеть с детьми на диване и тихо подпевать папе при мерцающем свете свечи. Кто бы мог предвидеть тогда, что уже не за горами то время, когда мы с мужем будем расходиться в течение бесконечного и мучительного года, и я вдруг возненавижу «Битлз» и не смогу их больше слушать.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

(с) Анна Шевченко

Стихи из старой тетради (часть 1)

Комментариев нет:

Отправить комментарий