Стихи из старой тетради
(часть 1)
Листая пожелтевшие страницы своей старой тетради, я неожиданно поняла, что некоторые стихи там по-прежнему мне нравятся. Конечно, далеко не всегда у меня хватало терпения подбирать рифмы, и все же, несмотря на их сомнительные литературные достоинства, они довольно точно передают то, чем мы со Светкой тогда жили. Обычно я посвящала подругам шутливые стихи с предсказаниями скорого замужества или будущей карьеры. И только стихи, посвященные Светке, звучат по-настоящему искренне и серьезно. Даже странно, что мы с ней продружили так долго. Мы были такие разные. Светка - невысокая, кругленькая шатенка и примерная студентка, я - чуть повыше и с фигурой подростка. Зато я была натуральная блондинка, чем очень гордилась. Впрочем, только этим я и могла гордиться в то время.
Единственное, что только и было у нас общего — это зеленый цвет глаз и любовь к физике. Вот эта-то любовь к физике да еще к научной фантастике меня и подвела. Казалось невероятно заманчивым сидеть с умным видом за пультом космического корабля и следить за циферблатами мудреных приборов. Но жизнь оказалась намного прозаичнее. В моей поселковой школе я была умненькой девочкой, которая легко справлялась и с физикой, и с математикой. В университете же я с шумом и свистом грохнулась с небес на грешную землю. Моя хваленая память оказалась бессильной перед длиннющими многоэтажными формулами. Они просто не хотели укладываться у меня в голове, и первые два курса пронеслись мимо меня как два скорых поезда, призывно мигая огнями и оставляя меня на платформе в состоянии шока и с осознанием, что я опять почти ничего не поняла и не усвоила.
Если честно, то первых два года я все ждала, что меня отчислят за неуспеваемость. Но каким-то чудом у меня за это время была только одна переэкзаменовка, и я продолжала получать свои жиденькие троечки по всем базовым предметам. Уж и не знаю почему: то ли белокурая инфантильная девочка вызывала жалость своим несчастным видом, то ли причина была в том, что я посещала все лекции и исправно вела конспекты.
И все это нелегкое для меня время Светка была рядом, подталкивая меня локтем и нашептывая мне на ухо, чтобы я не дурила, что на самом деле у меня хорошая голова, и что нужно только немного поднапрячься. Конечно же, мне было трудно соревноваться с ребятами из физико-математических школ, которым так нравилось небрежно перебивать преподавателя и задавать ему умные вопросы. И это в то время, когда я лихорадочно строчила у себя в тетради, пытаясь записать как можно больше. Ну, а потом, кто знает, может и разберусь, что там и к чему.
Светка уверяла меня, что и ей пришлось пережить такой же шок, когда после своей глухой молдавской деревни она начала учиться в 6-м классе городской школы в Белгороде-Днестровском. В своей деревне она тоже хорошо училась, более того — принадлежала к элите. Ее родители преподавали в школе, а потом и того больше — ее отца назначили председателем колхоза. Конечно, жизнь у них была не та, что в городе.
Учась в университете, Светка всегда уезжала к родителям в деревню на летние каникулы и обязательно писала мне письма оттуда. В одном из них я недавно отыскала поразительно точное описание сельской идиллии:
«Здесь у нас такая тишина, что просто не верится, что может быть так тихо. Когда я приехала, то вначале казалось, что уши заложены плотным слоем ваты. Вокруг зелень, все буквально потонуло в этой зелени. Я не вылажу из малинника, то рву вишни, спелые, сочные, какие-то упругие и очень сладкие. Утром воздух чист «как поцелуй ребенка» (почти как у Лермонтова)».
Счастливица Светка — сама я только раз пробовала такие вишни, хоть наш поселок в то время тоже утопал в садах. А когда я училась еще в начальной школе, то про наш воздух тоже не раз говорили, что им дышишь и не надышишься. Ну почти как в деревне. Совсем не то, что сейчас, когда гаражи заменили лесопосадки, а по дорогам проносятся нескончаемые потоки автомобилей.
Но была, конечно, и другая сторона деревенской жизни, о которой Света если и упоминала, то неохотно и как-то вскользь. Например, электричество в их деревню провели только когда она была уже в 3-м классе. Но и после этого они частенько неделями сидели без света, дожидаясь пока починят очередную неисправность. А сколько вечеров они провели, луща кукурузу всей семьей. И сколько грязи ей пришлось перемесить своими резиновыми сапожками, добираясь до школы по размокшей дороге!
Много лет спустя, когда нам было хрошо за 50, Света как-то рассказала мне, что самым ярким впечатлением тех лет стало для нее празднование Нового года в соседнем городке, куда она поехала как лучшая ученица. Она призналась, что ей до сих пор снится тот зал - гирлянды на стенах, елка с искрящимися игрушками и дождиком, и девочки в нарядных платьях с пышными юбками. И каждый раз она испытывает все то же чувство: она стоит на пороге в своем простом неказистом платьице, глядя на всю эту красоту, и ей хочется поскорее забиться в угол, пока никто ее не заметил.
Наверное поэтому Светка не слишком огорчилась, когда разразилась холера, и ей пришлось остаться у бабушки в Белгороде из-за карантина. Городок был, правда, небольшой, но зато в класс она попала математический. Вот тогда-то она и узнала чего стоили ее деревенские пятерки. В отличие от меня, Светка не подняла лапки кверху, а напротив засучила рукава и долгие часы проводила, сгорбившись над учебниками. Лучшая подруга Танька и ее мама всегда охотно ей помогали. Но если бы не ее собственное упорство, разве стала бы она одной из лучших учениц в классе?
«Да,да», - отвечала я каждый раз, когда подруга напоминала мне о своих мытарствах. Под Светкиным нажимом я даже начала потихоньку выкарабкиваться из троек, но сосредоточенно вглядываясь в многоэтажные заковыристые формулы, я все же не могла не ощущать, что взялась я явно не за свое дело. Наверное, тогда я и написала одно из моих любимых стихотворений «О планах и о нас». Вначале я там, правда, немного паясничаю, но конец у меня получился неожиданно грустным и светлым.
Я планам оду пропою,
Хоть од писать я не умею.
Но Светку не унять мою-
Земля развалится скорее.
Она не может дня прожить,
Не сочиняя планов разных,
Пытаясь как-то разбудить,
Расшевелить наш разум праздный.
Сидит насупившись, ворчит,
Все запугать меня пытаясь.
А у меня последний щит -
Смеяться, весело болтая.
Я слушаю (в который раз!)
О том, что нужно делать что-то
И думаю: «Зачем на нас
Ты силы тратила, природа?»
Бреду по городу грустна...
Стараюсь план придумать умный.
Мне хорошо, что я одна
И не помехой город шумный.
Немного чувствуется здесь мое увлечение Лермонтовым в то время, но если отвлечься от этого, то даже странно теперь какой я иногда бывала умной, когда мне было 20.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
(с) Анна Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий