Тихо и незаметно проползли новогодние праздники. Если не считать, конечно, обычной ночной канонады, которую устроили нам соседи-рашисты. Хотя стреляла, конечно, наша ПВО, а их дроны только мерзко жужжали и потом где-то далеко бахкали. К нашему счастью - далеко, но к несчастью тех, кто живет поблизости. Вот и захотелось мне вдруг опубликовать один из моих ранних рассказов о том как мы когда-то встречали Новый Год. В свое время его даже опубликовали в газете «Вечерняя Одесса». Удивительно, как сильно изменилось мое мировосприятие с тех пор. Тогда, во второй половине 90-х, СССР хоть и раздражал неустроенностью быта и бедностью широких слоев населения, а все же воспринимался как утраченное отечество. Сейчас же СССР для меня — это страна обманутых надежд. Ну и, конечно, теперь, когда наши рашиствующие соседи методически разрушают украинские города и села, слово «российский» воспринимается мной как ругательное и не вызывает ничего кроме спазма сильнейшего отвращения. Так как же мы встречали Новый год, и что меня беспокоило тогда, в те теперь уже далекие 90-е, о которых я до сих пор вспоминаю с легким содроганием?
Как мы встречали Новый год
Вот и наступил, наконец, день 31 декабря. День, который ждёшь с нетерпением, и который приносит часто больше разочарований, чем радости. Жаль, что зима не порадовала нас сказочным белым убором. Обычная одесская зима с редкими островками снега, оставшимися после последней оттепели и небольшим морозцем. И всё-таки, она ближе моему сердцу, чем зима в голливудских рождественских фильмах, где каждая снежинка покажется лопатой снега не Дюймовочке, а скорее её жениху Кроту.
Я, как обычно, вожусь на кухне, вяло размышляя о том, что бы такое приготовить из небольшого набора продуктов, имеющихся в наличии. Во дворе стукнули ворота. Это дети вернулись с базара.
- Мама, мы купили ёлку, а сейчас побежим за сосисками для оливье, - весело тараторит дочка, едва переступив порог.
- Это скорее палка, чем ёлка, - вздыхаю я, глядя на полуосыпавшееся деревце у неё в руках.
- Зато всего 2 гривны. И вообще ты ничего не понимаешь, - возмущается сын.
- Кто ж покупает ёлку 31 декабря, - вмешивается дедушка.
Он, как всегда, прав.
- Главное, что она пахнет ёлкой, - говорю примирительно.
Нельзя ссориться перед Новым годом. Это традиция, как и сама встреча Нового года. Но вот, все хлопоты позади. Дети сидят перед телевизором, стол накрыт. Я заканчиваю делать торт и поглядываю на экран через распахнутую дверь кухни. Показывают милый, добрый отечественный фильм "Бедная Саша". "Российский", - поправляет меня дочь. Но я не могу делить фильмы на русские и украинские. Корни у нас общие и культура тоже общая. Как жаль, что новое поколение подрастает в культурном вакууме. На экране засилье второсортных американских, мексиканских и проч. фильмов. Их иначе, как любительскими не назовёшь. Похоже, что старый мир опять пытаются разрушить "дооснованья", а новый - строить на совершенно пустом месте. Но они не понимают, что можно разрушить общественный уклад, но нельзя уничтожить то, что создавалось веками.
Время летит быстро. Без десяти двенадцать на экране появляется лицо Президента. Вид у него довольно унылый, он пристально смотрит в глаза воображаемого собеседника и старается говорить проникновенно. Дети стоят перед телевизором, сжимая бокалы."Давай заканчивай", - торопят они Президента не очень вежливо. Этот человек ассоциируется у них с неустроенностью, с нищетой, с тем, что в прошлом остались кучи игрушек, новые куртки, поездки в Крым. Всё то, что могли дать своим детям не слишком бережливые научные сотрудники. А я, глядя на экран, думаю: в какой мере человек, стоящий у власти ответственен за то, что происходит в стране? Можно ли его сравнить с сёрфингистом, несущимся на гребне волны или правильнее сравнить его со шкипером?Если он будет искусным и разумным, то приведет, в конце концов, свой корабль в тихую гавань, не позволит ему быть игрушкой в руках стихии.
Наконец, Президент поднимает бокал. Мы поспешно чокаемся с ним и выбегаем во двор, прихватив наши пиротехнические средства. В дверь, поджав хвост, проскальзывает наша собака, спасаясь от нарастающей канонады. Небо освещают красные, зелёные, жёлтые ракеты, некоторые взрываются букетами разноцветных огоньков. Что бы там не говорили противники Новогоднего салюта, но именно в этот момент у меня появляется ощущение праздника. Когда я слушаю разноголосый хор петард и смотрю на небо, освещённое разноцветными вспышками, у меня возникает чувство единения с другими людьми. Все мы такие разные, но все мы с надеждой смотрим в будущее и спрашиваем себя: в какой мере это будущее зависит от нас?
(с) Анна Шевченко

Комментариев нет:
Отправить комментарий