пятница, 29 ноября 2019 г.

Вокруг лимана за один день (часть 2)


Вокруг лимана за один день.
часть 2


    Помню как бодро я тогда шагала по поросшему куцей травкой комковатому полю, пропуская мимо ушей малодушные предложения вернуться домой с полдороги. Моего пыла не остудили даже на удивление холодные редкие капли, которые посыпались нам на голову, когда солнце закрыло полупрозрачное серое облако. Я же продолжала рваться вперед и даже начала рассказывать Леше как мы застряли однажды в грозу с велосипедами возле лимана. Тащиться пришлось пешком, останавливаясь через каждые 30 метров, чтобы очистить подошвы и колеса велосипедов от толстого слоя налипшей глины. Мы с Машей не удержались и начали хихикать, вспоминая как мы все, включая мою подругу с работы, прятались тогда во время ливня под небольшим, запотевшим от нашего дыхания куском целлофана. И как все взрывались хохотом после каждого раската грома, а 5-летний Славик начинал всхлипывать. Его отец только подливал масла в огонь всевозможными шуточками. Просто не верилось, что с тех пор пролетело 12 лет.
        Но у Славика эти воспоминания не вызывали умиления. Похоже ничто не могло оправдать нашего поведения в его глазах, никакие соображения типа «это просто родители пытались научить своего маленького сына не бояться грозы». Слушая как мы с Машкой хихикаем, Славик шагал впереди и недовольно хмурился, а потом начал обсуждать с Лешей где же здесь можно спрятаться от дождя, если вокруг только степь да низкорослые дикие маслины. Они все еще бились над этой неразрешимой задачей, когда жаркое солнышко снова выкатилось из-за туч. Но я не почувствовала от этого ни радости, ни облегчения. И чахлая травка, и пересохшая как цемент земля — все вокруг, казалось, ждало и никак не могло дождаться дождя. Сам лиман вызывал еще более щемящее чувство: у самой воды пугающе темнели пятна растрескавшейся почвы, а огромные куски обнажившегося песчаного дна наводили на мысль, что никакие, даже самые обильные ливни его уже не спасут.
      Мы спустились к воде в том самом месте, где когда-то узкая коса вонзалась рапирой в широкую водную гладь. Много лет назад я уговорила подружек отправиться в «поход на кончик косы». Мы очень устали, но все же добрались до этого кончика, и потом долго стояли, задумчиво глядя, как маленькие прозрачные волны движутся ровными рядами с двух сторон, встречаясь на острие, и на образовавшейся на месте их встречи мелкой ряби покачиваются несколько белых перьев гнездящихся поблизости чаек.
       Теперь от косы не осталось и следа — она превратилась в широкое поле, и на плотном, спаянном солью песке ясно отпечатались следы автомобильных шин. Кто-то, похоже, тут тренировался, делая поворот за поворотом. Как ни грустно мне было на все это смотреть, а возвращаться домой все же не хотелось.
       - Слушайте, - повернулась я к своим детям, - давайте пока лиман не высох совсем , а я не превратилась в старую развалину, воспользуемся тем, что ваш папа зарабатывает деньги за границей. Я поеду с вами вокруг лимана вместо него.
       - Ты не справишься, - проворчала Маша, окидывая меня критическим взглядом. - Ты даже не представляешь как это тяжело.
      - Глупости, - сразу вскинулась я. - Форму я , конечно, потеряла и на велосипед не садилась лет 6 или 7. Но я исправлюсь. Начну делать зарядку каждое утро: 20 приседаний, 20 раз поднять гантели, ну и еще что-нибудь. Ты же знаешь, что один из походов, которые я организовала в детстве назывался «туда, где заканчивается лиман».
         - Вот и надо было с подружками идти, - парировала Машка.
        Но с подружками у нас тогда ничего не получилось. Когда мы завернули за мыс, то увидели, что дальние берега лимана теряются в розоватой дымке, и за один день нам туда не добраться. Тут нужен был полноценный поход под предводительством взрослых. Пеший туризм в то время, действительно, становился все более популярным, но мои родители его резко не одобряли. Моя мама, вообще, не могла смотреть на ребят в шортах и с тяжелыми рюкзаками на плечах без того, чтобы не покрутить пальцем у виска. Вобщем-то, если подумать, она не одобряла любое праздное времяпровождение, даже чтение книг. Сколько раз я от нее слышала: «Ну, что ты читаешь эти выдумки? Я вон сколько книг прочла, и что помогло мне это в жизни?»
       Я понимала, конечно, что мамино негативное мировосприятие легко объяснить голодом и нищетой в деревне времен ее детства и юности, и отношением односельчан, которые никогда не забывали бросить ей в лицо, что она «дочь врага народа», как бы она там не выпендривалась. И хотя все это было ее прошлым, а не моим, оно наложило мрачный отпечаток и на мое детство и юность. Наверное, как протест против родительского гнета и развилась во мне эта одержимость походами и поездками.
       Вот так оно и вышло, что как ни отговаривала меня Машка и как ни откладывал Славик ремонт велосипедов, а все-таки поехала я с ними вокруг лимана. Помню, как будто это было вчера, что выехали мы в праздничный день 9-го мая в 9 часов утра. На два часа позже, чем рассчитывали. Так оно часто бывает с безалаберными людьми — вечером казалось, что все готово для поездки, а утром и то не так и это не этак. Да, еще колесо Машкиного велосипеда неожиданно спустило. Уж и не припомню, что там было не так, но мальчики провозились с ним не меньше часа, а мы с Машкой сидели на скамеечке во дворе и мрачно за ними наблюдали. Запасных камер у нас точно не было, и нам все больше казалось, что скорее всего уже никто никуда не поедет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

(с) Анна Шевченко

Вокруг лимана за один день (часть 1)

Комментариев нет:

Отправить комментарий