суббота, 30 мая 2020 г.

Вокруг лимана за один день (часть 8)


Вокруг лимана за один день
часть 8

       Если честно, то даже сейчас, много лет спустя, я не уверена, что понимаю почему эта утомительная поездка стала для меня идеей-фикс. Был ли это своеобразный способ удержать ускользающую безвозвратно молодость, или дело было все-таки в самом лимане? Ведь это у его берегов прошли лучшие годы моего детства. Мне было 7, когда мы переехали в новый строящийся поселок на краю города. Перебрались мы туда из сырой одесской квартиры в фабричном районе, где за стеной, слепленной из ракушечника, с раннего утра начинал грохотать и лязгать то ли маленький заводик, то ли мастерская. Заводы по переработке морских водорослей и подсолнечных семечек тоже не стояли без дела, то и дело напоминая нам о себе то острым запахом йода, то чем-то сладковато-приторным и слегка тошнотворным. Играть мне приходилось в обширном вытоптанном дворе, где после дождя собиралась огромная лужа, и только чахлый виноград на стенах неказистых строений да одинокая верба у водопроводной колонки слегка оживляли унылый пейзаж. Ну, и довершали картину большая холмистая свалка и отвратительно-грязный общественный туалет в глубине двора, к которым родители запрещали мне приближаться. Но больше всего тогда мою жизнь омрачали, конечно, дети. Много детей... Собираясь агрессивными стайками, они носились по целому лабиринту дворов, подобных нашему. И стоило ли удивляться, что я часто прибегала домой в слезах. Ведь я была младше многих из них. К тому же я не умела и не любила драться и при этом никогда не могла вовремя прикусить свой язык.
       Неожиданный переезд в новый поселок среди дикой степи стал для меня настоящим избавлением. Дети здесь были примерно моего возраста или поменьше. Настроены они были дружелюбно, и теперь мне было с кем исследовать живописные окрестности. И новый мир меня сразу очаровал. Именно здесь я открыла для себя широкие степные просторы и далекую манящую линию горизонта. И внезапное буйство зелени после весеннего ливня, и свежий ароматный воздух, который, как тогда шутили, хотелось намазывать на хлеб. А сколько там было всевозможных растений, насекомых и птиц, за которыми можно было без устали наблюдать.
       Лиман таинственно серебрился вдали и был неотъемлемой частью моего нового мира. В ярких цветных снах моего детства на дальних берегах лимана всегда было расположено что-то манящее: холмы, покрытые россыпями цветов, пышно разросшиеся рощи или экзотические города, утопающие в тропической зелени. Сны обычно обрывались, так и не дав мне рассмотреть всю эту красоту поближе. Настоящий лиман, конечно, не так живописен, но осуществив свою детскую мечту и добравшись «туда, где заканчивается лиман», я поняла, что его неброская красота мне как-то ближе, и что я люблю его даже больше чем море.
     В детстве и юности я увлекалась научной фантастикой, мечтая о космических полетах и ощущении невесомости. Парить словно птица в космическом корабле на орбите или прыгать будто кузнечик где-то на Луне или на Марсе — это казалось невероятно привлекательным. Мне всегда нравилось мечтать о чем-то недостижимом, но мечтая о невесомости, я почему-то не понимала, что мне уже было знакомо это ощущение. Именно его я испытывала каждый раз, когда плескалась с подружками в крепком лиманном рассоле. Впрочем тогда мы об этом не задумывались и резвились вовсю, перебрасываясь мячом и даже пытаясь нырять. За все это веселье то и дело приходилось платить, когда жгуче-соленая вода попадала кому-то из нас в глаза или нос. Но и это не останавливало нас надолго. Только на минуту-другую мы замирали, дожидаясь пока во лбу у пострадавшего перестанет бушевать едкое пламя. Конечно, вода во времена моего детства была не такой концентрированной, как в наши дни, когда объем лимана уменьшился черт его знает, а я и не хочу знать, во сколько раз. В то время в лимане встречались даже водоросли, а точнее скопления зеленой тины. Мы всегда преувеличенно пугались этих зависших в воде разлапистых островков, и сколько было визга и смеха, когда нам удавалось подкрасться к зазевавшейся подружке и толкнуть ее прямо в середину этой студенистой массы.
       Повзрослев, мы все целиком переключились на море. Первое время, правда, морская вода казалась предательски ненадежной по сравнению с так хорошо поддерживающей тело водой лимана. Зато в море можно было всласть поплавать и понырять. Или покататься на волнах, что было бы немыслимо в крепком солевом растворе. И не странно ли, что много лет спустя какая-то неведомая сила снова потянула меня к моим истокам?
       Некоторое время я ломала себе голову над тем, как же мне добраться до дальних берегов лимана и при этом избежать «сверхнагрузок». Но как не крути, а получалось, что никак. Мы могли бы, конечно, попытаться договориться с кем-то из наших знакомых, и в следующий раз объехать вокруг лимана на машине. Но это были бы совсем другие ощущения. Ну, все равно как резвиться в воде в костюме водолаза. К тому же в то время лиман еще не обмелел так сильно как в наши дни, и для такой поездки скорее понадобился бы вездеход, а не автомобиль. Вобщем-то, меня это не очень огорчало. Моими любимыми видами транспорта всегда были поезд и велосипед. Ну, в крайнем случае меня бы устроил туристический автобус с большими окнами и высоким потолком. Когда я думаю о переселении душ, я всегда воображаю себя антилопой, которая несется, рассекая воздух, по широким степным просторам. Наверное, это своего рода клаустрофобия, и возможно поэтому в автомобиле у меня всегда возникало чувство закупоренности, и я всегда с таким облегчением из него вылезала.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Вокруг лимана за один день (часть 7 )